v¦bo project
Бизнес-данные
Нужно больше данных
Развитие больших данных
Развитие больших данных
Свойства
Автор: Тюрин Владислав
Дата публикации: 09 сентября 2015
Поделиться
Файлы
Новое
Чем хороши шаблоны, условия для бизнеса на старте, как менеджеры теряют время,...
Как работать по 12 часов в день, какая экономика может себе позволить инновации,...
Абсолютная экономическая эффективность, как статистика измеряет прошлое, ещё...
Поиск
c l i c k ! m e
В публикации рассматривается понятие больших данных с точки зрения потребностей и возможностей бизнеса. Сфера внедрения технологий, основанных на больших данных, обширна. Но именно для бизнеса стоит насущная проблема их обработки исходя из экономической целесообразности и извлечения практической выгоды от больших и разнородных объемов данных. Цель публикации дать представление о больших данных и аналитики, рационального их применения в бизнес среде.

Развитие больших данных

Большие данные дают большое конкурентное преимущество. И это утверждение верно, если их сбор, обработка и анализ сопровождаются соответствующей грамотной стратегией и готовностью бизнеса к переменам.

Сегодня большие данные доступны крупным и информационно-обеспеченным компаниям. Но завтра доступ к ним, с помощью тех или иных инструментов, получит средний и малый бизнес. Информационное развитие инфраструктуры бизнеса идёт впечатляющими темпами. И не корректно утверждать, что большие данные пригодны для массовых рынков сбыта и масштабных производств. Даже узкоспециализированные предприятия и сервисные компании способны получить от больших данных серьезный потенциал для развития.

Учитывая усиление специализации по отдельным компетенциям, связанным с большими данными, уместно говорить, что их будущее – это сервисный разделяемый функционал сторонних консультантов, а не тотальные процессы внутри одной компании. Оптимальной является модель, когда при общей внутренней стратегии управления большими данными, бизнес поручает внешним профессионалам узкие направления работ. Например, сбор конкретных данных и представление их заказчику в установленном виде. Вот примерно также как сейчас средства веб-аналитики, слабо понимая миссию и стратегию сайта, не интересуясь досконально его владельцами, авторами и выгодоприобретателями, собирают и предоставляют данные о количестве и качестве посетителей.

У больших данных есть все шансы со временем превратиться в индустрию большой аналитики. Сегодня в приоритете ИТ-инфраструктура сбора и обработки громадных массивов информации. Но по мере дальнейшего их совершенствования, всё очевидней и острее встают вопросы грамотной обработки данных и генерирования на их основе объективных и релевантных решений. Большая аналитика много сложней, чем просто большие данные. Но только при достаточном уровне проникновения последних в бизнес-среду и в профессиональные компетенции менеджмента, сформируется четкая потребность в анализе высокого уровня.

Большая аналитика должна быть обеспечена серьезными и удобными инструментами, как программными, так и непосредственно аналитическими. Очевидно, что увеличится потребность в квалифицированных кадрах. Но если для информационно-технологического развития сервисов больших данных можно привлекать подготовленных специалистов ИТ-сферы, то для большой аналитики потребуются специально подготовленные профессионалы. Они совмещают, в определенном ключе, знания и опыт информационных технологий со знаниями и опытом предметных областей. Не смотря на серьезные подвижки в области машинной обработки информации, до настоящего времени и в перспективе, обойтись без человека не получиться. Крайне необходимы специалисты, которые будут интенсивно исследовать данные и которые смогут формулировать задачи понятные с точки зрения алгоритма анализа. Поиск и устранение ошибок в данных – очевидная и насущная проблема, которую решают такие профессионалы. А вот что им предложит ИТ-рынок в качестве инструментария – посмотрим.

Несомненно, большие данные сформируют различные рынки: от тех на которых продают данные лотами разного объёма и качества, до тех на которых предоставляются высокотехнологичные сервисы с машинным временем суперкомпьютеров.

Переход к сбору и обработке информации в объемах, превышающих традиционные, может стать хорошим поводом для специализированного или широкого реинжиниринга бизнес-процессов (и вовлеченных в них бизнес-объектов). При этом придётся признать приоритет за моделью интегрирования больших данных в бизнес-модель по всей структуре и всем направлениям.

Не стоит забывать об этической стороне вопроса больших данных. Обезличить данные о клиентах, потребителях и других субъектах рынка нереально – это лишит их ценности. Но большие данные в том или ином виде, а особенно поступившие от внутренних источников, содержат персональные или атрибутивные личностные данные. Требуется серьезная защита от несанкционированного распространения больших данных. Да и клиенты не довольны, когда ведется тотальный сбор информации о них. Увещевания, что делается это для их же пользы не помогает. Никто не хочет, чтобы за ним следили. И если он не найдет в себе достаточной мотивации передавать кому-то данные о себе, то и не станет этого делать. Нормальное и разумное поведение, которое приходится учитывать.

На законодательном уровне будут вводится всё более жесткие ограничения. И совершенно понятно, что эти ограничения будут вступать в конфликт с информационными потребностями бизнеса. Во что превратятся big data – в эффективный инструмент повышения комфорта жизни или в наводящую ужас слежку за всем и вся, удастся ли сформировать «вселенную полезной информации» или будет выстроена «бездна темных материалов».

 

Заглянуть в будущее

Получить ответы на разные вопросы касающиеся развития бизнеса, рынков, предпочтений клиентов, конъюнктурных факторов. Так или иначе профессионалы пытаются смоделировать ситуацию в будущем и извлечь адекватную информацию о возможностях и угрозах. Большие данные – один из инструментов для этого, весьма удобный и результативный. Но всё слишком непросто с предсказаниями и предсказателями, как в плане реализуемости прогнозов, так и в социально-этическом аспекте. Не случайно проблемами предвидения задаются не только экономисты, математики, физики, но и философы, писатели, для которых будущее – это не практическая выгода, а сложная и хрупкая сеть человеческих достоинств и пороков полная разумных сомнений и моральных противоречий. Повесть «Minority Report» («Особое мнение») известного писателя-фантаста Филипа Дика предлагает нам подумать на эту тему и решить в какой мере можно доверять и слепо следовать убедительным аналитическим прогнозам. Есть ли в таких ситуациях место для личного мнения и решения. И принимать ли во внимание особое мнение одного профессионала, пусть и сильно отличающееся от мнений большинства других уважаемых экспертов.

Скачайте полную версию публикации и дополнительные материалы
по ссылкам в разделе 'Файлы' в левой части страницы.