v¦bo project
Креатив - новые решения
Информационные инструменты управления
Время
Свойства
Автор: Тюрин Владислав
Дата публикации: 11 мая 2016
Редакция: вторая, расширенная
Поделиться
Файлы
Новое
Чем хороши шаблоны, условия для бизнеса на старте, как менеджеры теряют время,...
Как работать по 12 часов в день, какая экономика может себе позволить инновации,...
Абсолютная экономическая эффективность, как статистика измеряет прошлое, ещё...
Поиск
c l i c k ! m e
Важнейшее значение в управлении бизнесом приобрела разнородная информация. Её стало так много, что невозможно обойтись без некоторых специальных устройств, программ, алгоритмов и методик. Такие инструменты в задачу которых входит достижение полезного эффекта при «воздействии» на информацию необходимую для управления бизнесом можно объединить в отдельную группу.

Часть 3. Информационные инструменты управления: время, деньги, план.

Менеджер ответственный за эффективное функционирование и развитие системы управления бизнесом (организационной структурой) должен уметь обеспечить свою работу и работу своих подчиненных необходимыми производительными инструментами.

В первую очередь его внимание обращено на информационные инструменты управления – рабочие комплекты методик, программ и практик используемые для воздействия (изменения или измерения) на управленческую и сопутствующую информацию в целях достижения полезного эффекта. Очевидно, что конечная цель управленца – это достижение полезного эффекта именно в управлении бизнесом, но не в управлении самой информацией. В данном случае, информация только ресурс для менеджмента, а инструмент – это возможность обрабатывать информацию для принятия правильных решений, координирования работ, планирования проектов, финансово-экономического контроля и реализации иных управленческих функций.

Информационный инструмент управления (инструмент) – штука не простая. Прежде всего, потому что достаточно сложно с ходу проверить и оценить его результативность и эффективность. Есть целый ряд инструментов для работы, с которыми нужны высококвалифицированные специалисты, обучение которых может занимать не один месяц. При этом совокупная стоимость владения инструментом повышается значительно, если он требует особого профессионального подхода.

Информация для работы с которой применяются информационные инструменты управления не является устойчивым фактором и может привносить свои характерные особенности в их использование: усложнять процесс обработки, требовать дополнительных проверок, вынуждать регулярно пересчитывать и обновлять данные в хранилище. Сегодня специалист прекрасно и удобно использует инструмент, а завтра – структура информации и её релевантность поменялись и использование инструмента стало невозможным. К сожалению, не всякие трансформации во внешней, да и внутренней среде бизнеса можно предусмотреть, чтобы создать сверх гибкий (адаптивный) инструментарий.

Время

Вот такой простой вопрос может легко поставить в тупик: сколько времени необходимо управленцу на изучение, практическую отработку и принятие объективного решения о полезном применении нового информационного инструмента управления. И дело не в том, что правильный ответ в принципе неизвестен или сложен в расчетах. Дело в том, что правильный ответ на этот важный вопрос немного вводит в замешательство.

Не меньше года – примерно столько необходимо бизнесу для того, чтобы адекватно и объективно изучить, и наработать опыт по информационному инструменту управления. Это никак не связано с ИТ-инфраструктурой, доработкой алгоритма или обучением пользователей. Это обусловлено исключительно сезонным экономико-управленческим циклом характерным для любого бизнеса в рамках которого используется инструмент. Но в таком случае, если бизнес сможет оценить эффект от внедрения инструмента только через год, а то и больше, то многократно усложняется проблема качественного его выбора.

Ошибка в выборе может быть понятна только через год. Это непозволительно долго для развивающегося бизнеса терять целый год на том, что на этапе отбора и введения в практику необходимого инструмента кто-то из ответственных менеджеров допустит прямую или косвенную некомпетентность. И чтобы не терять целый год, не стоит ли потерять две, три или четыре недели для активного осмысленного выбора подходящего информационного инструмента управления с привлечением широкого круга заинтересованных специалистов.

Но почему год? Что сложного установить программное обеспечение и потренировать специалистов работе с ним? На это разве нужен целый год? Подобные действия действительно не требуют так много времени. Речь идет совершенно о другом. Оценка параметрической эффективности и пользы от инструмента управления в целом – это оценка полученного полезного эффекта для бизнеса. Если применяется инструмент, который не дает системе управления бизнесом значительной пользы – то это совершенно неподходящий инструмент. Кроме того, следуя экономическому принципу «альтернативных издержек»: инструмент, который не несет пользы – приносит вред, потому что отвлекает на себя ресурсы, время, специалистов, внимание и создает ошибочное представление о тех функциях для которых применяется.

Оценить полезный эффект инструмента для бизнеса можно только когда он пройдет в годовом цикле следующие события:

- периоды сезонного подъема и спада бизнеса, а также «точки» их смены – дают понимание того насколько инструмент помогает в прохождении сезонных периодов, обладает ли дополнительными преимуществами или возможностями, позволяет ли контролировать и корректировать ключевые сезонные параметры;

- годовые итоги (аналитика) и их сравнение с предыдущим годом – дают понимание вклада инструмента в общие результаты работы бизнеса в целом по отчетному периоду;

- закрытие года по разным уровням бизнес-процессов – дает понимание того, как инструмент встроен в общий пул инструментов управления (и не только) и как он соотносится с сопутствующими или конкурентными предметными задачами бизнеса;

- специальные события, мероприятия, проекты, акции и иные активности – дают понимание того, как можно и с каким эффектом применять инструмент по отдельным проектным работам, инициируемых бизнесом, в рамках обособлено формируемых «подвижных» проектных команд;

- ротация клиентов, продуктов, маркетинговых событий – дает понимание эффективного участия инструмента в управлении взаимодействия с потребителями и что дает он в части повышения их качественного уровня, кроме того важно понять его взаимодействие с такими клиенто-ориентированными системами как управление качеством (TQM), управление возвратом и претензионной работой, управление отношениями с клиентами (CRM);

- выплата основных объемов налогов и итоги финансовой деятельности – дают понимание важности и результативности инструмента в отношении обязательных регламентных процедур, оказывающих прямое финансовое влияние на бизнес и позволяют оценить вклад инструмента в управляемость финансовым функциональным блоком в целом;

- оценка совокупного результата управленческий функций по году (решение владельцев бизнеса) – дает оценку роли инструмента и его значения в стратегическом и тактическо-оперативном плане, нужен ли он бизнесу в целом или полезен только конкретному предметному специалисту;

- отпускной период – дает понимание того, можно ли использовать инструмент в разных пользовательских режимах и разными пользователями (при отсутствии компетентного руководителя, ведущего специалиста или эксперта по инструменту);

- принятие и ликвидация чрезвычайных событий и непредвиденных обстоятельств – дает понимание «поведения» инструмента и его пользователя в особо сложные для бизнеса периоды, когда угрожают или возникают рисковые неблагоприятные события или, когда сильное избыточное влияние оказывают неблагоприятные факторы.

Приведенный перечень событий не является исчерпывающим, но уже исходя из него понятно, что ответственно и полноценно оценить эффект от информационного инструмента управления можно только, когда система управления бизнесом пройдет все цикличные годовые ключевые экономические, маркетинговые и управленческие события. Что особенно важно для применения комплексных и сложных инструментов, которые связаны с разными предметными задачами.

Скачайте полную версию публикации и дополнительные материалы
по ссылкам в разделе 'Файлы' в левой части страницы.