v¦bo project
Креатив - новые решения
Информационные инструменты управления
Какие они бывают (продолжение)...
Какие они бывают (продолжение)...
Свойства
Автор: Тюрин Владислав
Дата публикации: 11 мая 2016
Редакция: вторая, расширенная
Поделиться
Файлы
Новое
Чем хороши шаблоны, условия для бизнеса на старте, как менеджеры теряют время,...
Как работать по 12 часов в день, какая экономика может себе позволить инновации,...
Абсолютная экономическая эффективность, как статистика измеряет прошлое, ещё...
Поиск
c l i c k ! m e
Важнейшее значение в управлении бизнесом приобрела разнородная информация. Её стало так много, что невозможно обойтись без некоторых специальных устройств, программ, алгоритмов и методик. Такие инструменты в задачу которых входит достижение полезного эффекта при «воздействии» на информацию необходимую для управления бизнесом можно объединить в отдельную группу.

С какой информацией работаем?

Если универсальные инструменты, чаще всего, позволяют работать с любой информацией, то специализированные и комплексные обычно разрабатываются для работы с информацией из конкретной предметной области. Очевидно, что чем более универсальным является инструмент, тем больше предметных областей и задач он охватывает и тем более углубленно он позволяет работать с ними. Но иногда только универсальные инструменты позволяют сочетать задачи, из, казалось бы, ранее не сочетаемых предметных областей.

Поскольку рассматриваются инструменты управления, то целевыми предметными областями чаще всего являются: учет и отчетность, экономическая и рыночная аналитика, логистика, маркетинг и поведение потребителей, товарооборот, управление проектами, управление кадрами и корпоративным взаимодействием, финансовые потоки, ресурсы и подобные им.

По охвату предметных областей, которые позволяет решать инструмент, его можно относить к одной из следующих групп:

- целевые инструменты — предназначены для решения конкретной задачи из определенной предметной области;

- типовые инструменты — предназначены для решения нескольких конкретных связанных задач из определенной предметной области или одной относительно типовой задачи из нескольких предметных областей;

- системные инструменты — предназначены для решения разного типа задач из одной или нескольких предметных областей.

Что в комплекте?

Не будем забывать, что взгляд на информационный инструмент управления несколько шире, чем на простую программу или систему автоматизации управления. Упрощенно инструмент можно представить, как некоторою методику, воплощенную в программе, адаптированную для практического использования.

Автоматизированная система (приложение) — это непосредственная реализация методики, но не сама методика. И если менеджмент забывает об этом и смещает акцент в выборе инструментов только в сторону «кода», то проблемы не заставят себя долго ждать.

Небольшое пояснение. Сравним: автоматизированная система «программа бухгалтерского учета» и информационный инструмент управления «бухгалтерский учет».

В первом случае — конкретное приложение.

Во втором случае — помимо программы, очевидно, что существует формализованная методика бухгалтерского учета.

Будет выглядеть весьма странно, если пытаться применять в бизнесе «программу бухгалтерского учета» без знания и применения методики «бухгалтерского учета».

Но ведь есть инструменты, которые обладают менее очевидными и законодательно не урегулированными методиками. Например, CRM. Так почему же бизнес позволяет себе закупать подобные программные продукты автоматизации управления без активного понимания и применения, заложенных в них методик (стандартов, регламентов, технологий, шаблонов, методологий, алгоритмов).

В информационном инструменте управления укрупненно выделим три составляющие:

1. методика — теоретическая основа воздействия на информацию (её изменения или измерения), заложенная в инструменте и исходящая из ряда базовых предпосылок (гипотез) о достижении требуемого полезного эффекта для целей управления организационной структурой;

2. программа — алгоритм воздействия на информацию, реализованный в формате удобного использования пользователем (через UI — интерфейс пользователя) или в автоматизированных процессах (через API — интерфейс программирования приложений) по результатам регламентного выполнения которого достигается требуемый полезный эффект;

3. практика — практическая часть применения инструмента для воздействия на информацию, которая формирует оптимальный способ его использования отдельно или совместно с другими информационными или иными инструментами для достижения требуемого полезного эффекта.

 

Методика – это знания необходимые для грамотного применения инструмента. Программа – это умение эффективно получить последовательно и подконтрольно требуемый результат. А практика – это наилучший опыт применения инструмента и встраивания его в бизнес-процессы (включая некоторые вопросы обучения).

Говорить о полноценном качественном инструменте, при отсутствии одного из указанных его компонентов можно достаточно условно. Но если инструмент действующий (т.е. применяется с результатом на практике), то в той или иной мере все компоненты в нем есть – остается вопрос в какой степени они формализованы и понимаемы бизнесом (исполнителями, менеджерами).

Скачайте полную версию публикации и дополнительные материалы
по ссылкам в разделе 'Файлы' в левой части страницы.