v¦bo project
Бизнес-моделирование
Достаточно ли видеть только 1/3 часть бизнеса...
Свойства
Автор: Тюрин Владислав
Дата публикации: 10 августа 2015
Поделиться
Файлы
Новое
Чем хороши шаблоны, условия для бизнеса на старте, как менеджеры теряют время,...
Как работать по 12 часов в день, какая экономика может себе позволить инновации,...
Абсолютная экономическая эффективность, как статистика измеряет прошлое, ещё...
Поиск
c l i c k ! m e
Чтобы увидеть бизнес полностью необходимо расширить границы бизнес-моделирования. Бизнес-процессы – это только один из трех аспектов бизнес-модели. Достаточно ли видеть только 1/3 бизнеса, чтобы управлять им на все 100%?

Понимание бизнес-объекта

Понять и указать бизнес-объект, в определенной степени легче, чем понять и сформулировать бизнес-процесс. Бизнес-объект – это некоторая и любая целостно-воспринимаемая сущность имеющая отношение к бизнесу (входящая в бизнес-модель). Исследованию и формализации подлежат значимые для бизнес-модели объекты и важно даже не выделение максимального количества бизнес-объектов, а их одновременное эффективное структурирование, определение ключевых характеристик и взаимных связей.

Моделирование бизнеса, основанное на бизнес-объектах, позволяет:

- упростить процедуру её разработки и понимания её сущности и состава;

- вовлечь широкий круг специалистов;

- предложить гибкую модель для исследования и формализации;

- использовать широкий набор инструментов объектно-ориентированного дизайна для разработки автоматизированных систем управления;

- найти стандартные и регулярные компоненты модели для их «тиражирования»;

- установить скрытые характеристики и связи элементов модели;

- сформировать простой и понятный тезаурус модели;

- ввести гибкое проектирование бизнес-процессов;

- повысить уровень абстракции бизнес-модели, а значит повысить её управляемость.

Бизнес-объект может быть определен как простой или сложный элемент модели бизнеса, он может иметь несколько или множество связей. Но для моделирования он представляет удобную операционную единицу, которая одновременно обладает:

- целостностью – неделимостью в заданных условиях;

- статичностью – неизменяемостью в течение некоторого промежутка времени;

- сущностью – атрибутивностью в рамках установленных требований;

- структурностью – возможностью быть делимым по требованию в заданных условиях;

- субъектностью – возможностью восприниматься и управляться как один элемент модели;

- формальностью – возможностью быть описанным с помощью некоторой информации, которая может быть обработана и распространена.

Бизнес-процесс сложно описывать и понимать, поскольку зачастую он связывает несколько бизнес-объектов, одновременно сам являясь объектом-описателем, как некоторая самостоятельная целостность.

Бизнес-модель в целом

В основе разработки бизнес-модели лежат три аспекта и три их репрезентации: бизнес-объект, бизнес-процесс и бизнес-слой.

Моделирование бизнеса позволяет построить полноценную картину его текущего существования, проанализировать сильные и слабые стороны, его возможности и угрозы и предложить направление его развития. Моделирование бизнеса, основанное на бизнес-объектах, как на элементарных абстрактных единицах, позволяет получить максимум преимущества непосредственно в процессе такого моделирования и при использовании его результатов. Причем модель на основе бизнес-объектов намного ближе к «простому» пониманию бизнеса и искусственно не ограничивает управленческие технологии и инструментарий.

Бизнес-модель – это некоторое упрощенное (удобное для работы) представление реального бизнеса. В бизнес-модели можно выделить три её аспекта:

- сущностный, который рассматривает содержимое (наполнение) входящее в бизнес-модели;

- существования, который рассматривает организацию (структуру взаимодействия) бизнес-модели;

- целевой, который рассматривает мотивацию (необходимость) возникновения и развития бизнес-модели.

Бизнес-объект рассматривается на уровне сущностного аспекта бизнес-модели и является представлением (репрезентацией) некоторой целостности в бизнесе. Он обусловлен возникновением бизнеса и разграничением его с внешней средой.

Бизнес-процесс рассматривается на уровне аспекта существования бизнес-модели и является представлением некоторой упорядоченной связи бизнес-объектов. Он обусловлен взаимодействием бизнес-объектов.

Бизнес-слой рассматривается на уровне целевого аспекта бизнес-модели и является представлением некоторой структурированной взаимосвязи бизнес-процессов и бизнес-объектов. Он обусловлен необходимостью осуществлять управление взаимодействием бизнес-объектов и бизнес-процессов для достижения определенных целей (удовлетворения потребностей).

Построение бизнес-модели заключается:

1) в изучении её составляющих по всем трем аспектам;

2) в формализации и описании бизнес-объектов, бизнес-процессов и бизнес-слоев;

3) в обработке и сохранении полученной информации;

4) в использовании сохраненной модели (информации), в том числе прогнозировании поведения моделируемой системы.

Развитие бизнес-моделирования

Проблемы процессного управления необходимо решать практически, совершенствуя созданные, изучая и предлагая новые методики, технологии и инструментарии моделирования бизнеса. Одно из направлений развития процессного управления – это объектное управление на основе моделирования бизнес-объектов с расширенным моделированием бизнес-процессов и бизнес-слоев.

Останавливаясь на бизнес-процессах, менеджмент фокусируется только на одной трети картины (представления) всего бизнеса. Причем этот фокус расположен где-то чуть левее от центра полноценной многоаспектной модели бизнеса. Действительно, упрощая понимание бизнес-объектов, из поля зрения выпадают некоторые стороны сложных организационных и экономических структур бизнеса, отдельные взаимосвязи целей и задач. А упрощая понимание бизнес-слоев, как комплексных подсистем бизнес-модели, из поля зрения процессных аналитиков исключаются в определенной степени сбалансированные цели, показатели и ресурсы бизнеса, сложные сквозные направления стратегического и операционного менеджмента.

Описывается одна из важнейших базовых концепций проекта: создание и использование объектных моделей. Это основа процессов исследования бизнес-моделей в рамках проекта.

Чтобы увидеть бизнес полностью необходимо расширить границы бизнес-моделирования. Бизнес-процессы – это только один из трех аспектов бизнес-модели. Достаточно ли видеть только 1/3 бизнеса, чтобы управлять им на все 100%?

Скачайте полную версию публикации и дополнительные материалы
по ссылкам в разделе 'Файлы' в левой части страницы.
    страницы:      первая   предыдущая   следующая   последняя