v¦bo project
Креатив - новые решения
3 фактора для менеджера
От менеджмента власти...
От менеджмента власти...
Свойства
Автор: Тюрин Владислав
Дата публикации: 28 марта 2016
Редакция: вторая, расширенная
Поделиться
Файлы
Новое
Чем хороши шаблоны, условия для бизнеса на старте, как менеджеры теряют время,...
Как работать по 12 часов в день, какая экономика может себе позволить инновации,...
Абсолютная экономическая эффективность, как статистика измеряет прошлое, ещё...
Поиск
c l i c k ! m e
Активный бизнес сегодня понимает необходимость обращать внимание и инвестировать в информационные технологии, инструменты и продукты. Общая задача - научиться правильно и с большей отдачей работать в условиях тотальной информатизации. Для этого важно понимать особенности современной экономики и основы профессиональной работы с информацией в различных её проявлениях.

Менеджмент информации

Управление бизнесом традиционно основывается на праве владения собственностью и реализуется через модель «менеджмента власти».

Вот характерные черты такой модели. Собственники имеют определенный базовый набор средств производства, основных фондов, финансов, нематериальных активов, земельных ресурсов или иных объектов, из которых возможно извлечение дохода через организацию целенаправленной хозяйственной деятельности. Собственники самостоятельно или нанимая высшее руководство инициируют некоторую деятельность, ресурсным источником которой является их реальный обособленный уставной капитал. В основу экономической деятельности закладывается «право на собственность», которое дает производное право на «управление организационной структурой, использующей эту собственность». Таким образом, право на управление собственностью делегируется топ-менеджменту и далее по иерархии через средний уровень менеджмента до конкретного исполнителя. Управленец в иерархической структуре принимает решения и отдает распоряжение только на том основании, что он получил какую-то часть данного права (напрямую или опосредовано) от собственника бизнеса. В результате, менеджер обладает делегированной властью, основанной на обособленных материальных и нематериальных активах (экономических ресурсах).

До некоторого времени это была устойчивая и результативная модель. Но в экономическом пространстве начинают всё более активно влиять на неё три фактора, которые были отмечены выше. Кажется, что по сути ничего не происходит, просто информации становиться намного больше, специалисты – компетентнее и мобильнее, а бизнес-процессы – сложнее и зависимее. Однако, находящаяся в центре всего этого развития разнообразная и мощная по своей силе информация постепенно делает свое большое «упорядочивающее» дело.

Первое по важности воздействие информация оказывает на субъективную экономическую ценность материальных и нематериальных активов и ресурсов, переданных собственником на ведение хозяйственной деятельности. Для существования бизнеса, успешности реализации его процессов и формирования конкурентных преимуществ, которые обеспечат стабильное развитие, наличие в прямой его собственности производственных зданий и сооружений, материальных ресурсов или нематериальных активов уже не так принципиально. Особенно, если субъект обладает релевантной информацией о том, где всё это можно удачно взять в аренду за умеренную плату. Арендуемые фонды (активы и ресурсы) придают бизнесу мобильности и эффективности (при умелом использовании). Да и запуск нового дела (стартапа) уже не так сильно зависит от наличия определенного дорогостоящего комплекта активов.

Снижение ценности «права владения» собственностью для успешного ведения бизнеса, неизбежно и однозначно снижает силу «права на управление» нанятым персоналом для реализации его процессов. Фактически это означает некоторое ослабление вертикальных иерархических связей в структуре любой компании.

Но это не всё…

Второе сильное воздействие информатизация бизнеса оказывает на рассогласование структуры делегирования полномочий и функционала со структурой владения знаниями и компетенциями. Полномочное принятие решения теперь не соответствует реальному эффективному их исполнению, что приводит к распоряжениям, которые выполняются с искажениями или игнорируются.

Специалисты, которые обладают большими компетентными и практически ценными для бизнеса знаниями (опытом), оказываются в вертикальной иерархии ниже, чем менеджмент, распоряжающийся менее ценной управленческой информацией. Кроме того, теперь нет никаких причин для работников получить доступ к стратегической информации, которая была преимуществом топ-менеджмента и линейных менеджеров. Высоко квалифицированный специалист становится весьма ценным ресурсом для компании, с одной стороны, и носителем конкурентной компетенции, остро востребованной рынком, с другой стороны. Возможности для персонального роста и для деятельности «охотников за головами» не только в сфере топ-менеджмента, но и в сфере «мастеров своего дела» значительно расширяются.

Это не может не сказаться на вертикальной организационной иерархии. Но ведь и у бизнеса теперь тоже есть определенная свобода в этом вопросе. Фриланс – ставит перед предпринимателем вопрос о том, что выгоднее: иметь в своем постоянном распоряжении ресурс (актив) и нести постоянные же издержки или арендовать «точно на время» необходимый ресурс (актив) и принять на себя, пусть и повышенные в пересчете на единицу времени, но в целом более низкие и эффективные издержки.

И это ещё не всё…

Третье сильное воздействие информатизация оказывает на саму суть организации бизнеса. Казалось бы, парадоксальная ситуация: информации всё больше, но её все больше не хватает для моделирования и реализации результативных и устойчивых процессов. Детализируются учетные системы, прописываются регламенты и процедурные карты, выдаются подробные указания к исполнению, мониторится множество интегрированных и конкретных показателей – но ощущение некоторого «хаоса» и непреодолимых ошибок не проходит. Тогда активно привлекается маркетинг, чтобы понять, как там у конкурентов. Аналитики охватывают всё большие предметные области, а обрабатываемые ими данные переходят в разряд «больших». Логистика проводит расчеты оптимальных перевозок, а менеджеры по продажам теперь убеждают всеми способами заказчиков в необходимости осуществить закупку и погружаются в проблематику складских остатков и позаказного производства. Экономисты ищут новые источники оптимизации издержек.

Скачайте полную версию публикации и дополнительные материалы
по ссылкам в разделе 'Файлы' в левой части страницы.